Подход к образованию в Англии очень сильно отличается от российского. В первую очередь, мои сокурсники — люди не только разного возраста, но и разных специальностей. Несмотря на то, что программа историческая, студенты — с разным бэкграундом: экономика, юриспруденция, социология, международные отношения. Более того, из-за большого выбора предметов происходит микс из студентов с разных программ.
В английской магистратуре всего три предмета, два из которых — по выбору. Когда я училась на историческом факультете в Высшей школе экономике, у нас тоже были предметы на выбор, но нам нужно было выбрать два предмета из всего трех предложенных. Здесь же ты выбираешь два предмета из как минимум десяти. Все курсы — авторские и узко специализированные. И это здорово, так как на целый год есть возможность погрузиться в изучение одной конкретной проблемы. Более того, можно выбрать именно то, что тебе интересно. Несмотря на небольшое количество предметов, у меня практически нет свободного времени: хотя моя недельная учебная нагрузка — всего 7 часов (после ВШЭ это может показаться «халявой», так как у меня только в один день могло быть 5-6 пар), список литературы к семинарам и письменные работы не заставляют скучать.
В Кингсе нет разделения на лекции и семинары, так как формат подачи и разбора материала определяется самим преподавателем: кто-то читает лекцию, кто-то больше нацелен на диалог со студентам; а кто-то делает акцент на групповых заданиях, презентациях и проектах. Более того, нет проверки степени подготовленности к семинару. Чтение заданной литературы — это личное дело студента, и ставка делается на самообразование. Здесь нет понятия «накопленная оценка» или «оценка за семинар», нет учета посещаемости. Оценка за предмет формируется только из письменных работ и экзамена (если он конечно есть). Нет рейтингов, а следовательно учеба проходит в более спокойном режиме. Задания к семинарам, темы письменных работ, списки литературы — все выкладывается в самом начале учебного года. Ритм учебы здесь не такой сумасшедший, как в России.
Письменных работ в целом в Англии намного больше, чем было у меня на историческом факультете в ВШЭ. За 2,5 месяца надо написать 4-5 письменных работ в среднем по 2500-3000 слов. Все письменные работы сдаются в электронном виде анонимно. И это большой плюс, потому что преподаватель проверяет конкретную работу и у него нет предвзятого отношения к студенту. Благодаря анонимности и отсутствию рейтингов, студенты не знают оценок своих сокурсников. Каждый учится для себя. Требования к содержанию письменных работ тоже отличаются. У нас на уровне магистратуры студент должен писать сложными предложениями, используя различные термины, т. е. работа должна быть написано максимально академическим языком. Здесь совсем другие требования — лучше писать просто и коротко, чтобы любому, даже самому непосвященному читателю, было все понятно. И всегда есть ограничения по количеству слов — ни в коем случае нельзя написать больше установленного максимума.
В Англии совершенно другой подход к дипломной работе. В России научный руководитель реально контролирует действия студента, проверяет его текст, обсуждает с ним цели и задачи работы; происходит постоянный контакт. Фактически, и студент, и научный руководитель вместе работают над темой. В Англии такого нет. Дипломная работа — это такая же письменная работа, как и все другие, написанные в течение года, просто большего объема. Фактически, студент «придумывает» себе тему и работает над ней в течение года, а после сдачи руководитель и рецензент читают ее и оценивают, насколько студент справился со своей задачей. Магистерская дипломная работа сдается в августе. И, в отличие от наших вузов, нет защиты работы.
Экзамены (если они есть; все зависит от преподавателя — у меня из трех предметов экзамен только по одному) проходят в письменной форме и анонимно. В российских вузах на гуманитарных направлениях 99% экзаменов — устные.
Система оценивания тоже сильно отличается. Если в Вышке 10-балльная система, то здесь 100-балльная. И все зависит от факультета. Если в ВШЭ на истфаке 6 за письменную работу считается не самой хорошей оценкой, то здесь 60-69 баллов — это отличный результат. Более того, на гуманитарных специальностях, в отличие, например, от биологии, математики, физики и программирования, очень редко можно получить оценку выше 75 баллов.
Как и в любом университете, в Кингс есть своя библиотека, в которой есть не только учебники (как в наших), но и специализированная литература по всем предметам. В России студенту-историку, чтобы найти нужную книгу, надо идти в РГБ или в ГПИБ, потому то в университетской библиотеке нет академических трудов. Но только не в Англии. Все необходимое есть в университетской библиотеке, где книги можно взять на дом. К тому же, у Кингс обширная подписка на электронные ресурсы, что существенно облегчает работу. Всегда можно найти необходимые для подготовки к семинарам или нужные для написания эссе статьи и книги. Это очень удобно, потому что, например, у ВШЭ очень ограниченный доступ к электронным ресурсам. Единственный минус библиотеки, на мой взгляд, — это ее устройство: чтобы найти книгу, нужно самому ходить между стеллажам и искать нужный том на полке по шифру, а это порой занимает очень много времени, ведь не всегда книги стоят на своих местах. Плюс, электронный каталог не всегда правильно отображает шифры книг. И в библиотеке практически вся литература — англоязычная, что порой затрудняет работу над некоторыми темами (но это скорее издержки самой английской академической среды).
В целом, я могу сказать, что я довольна. Как и везде, есть свои плюсы и минусы, но это новый опыт. Сравнивать очень сложно и говорить, где лучше или хуже, нельзя, потому что все зависит от самого человека, его интересов и требований. Но в моем случае учеба в магистратуре в Англии — это отличная альтернатива нашей магистратуре и осуществление мечты :)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ТЕМЕ:
обучение в Лондоне
как поступить за границу